В минувшие выходные кубинской железной дороге исполнилось 173 года. Напомним, что именно она стала первой железной дорогой не только в Карибском бассейне, но и во всей Латинской Америке в целом. Более того, открытие кубинской железной дороги произошло даже раньше, чем во многих более успешных развитых странах. Неудивительно, что в самом центре Гаваны существует музей, расположенный в бывшей железнодорожной станции под названием Кристина. И там любой желающий может познакомиться с устройством старинных локомотивов, вагонов, а также прочего антиквариата, столь популярного среди иностранцев. А теперь немного об истории создания первой в латиноамериканском регионе железной дороги. Началось все в сентябре 1930 года, когда до острова дошел королевский указ от 19 июля, согласно которому Хосе де Хесус Эррера и Эррера направил обращение к испанскому королю, с тем чтобы тот разрешил ему построить железную дорогу, соединяющую Гавану и Сан-Антонио. Переговоры начались 6 июля 1930 года, 15 февраля 1931 года кубинским властям продемонстрировали первую линию на Кубе, а 24 февраля прошел второй публичный показ, в ходе которого за просмотр уже надо было платить.
Первоначально предполагалось разделение железнодорожной ветки на шесть секций. Строительство первой (между Гаваной и Сантьяго-де-Бухукаль) стартовало в 1835 году, а уже 19 ноября 1837 года она начала действовать. Локомотивы и вагоны для кубинской железной дороги были построены в Лондоне. В разработке состава металла железнодорожного полотна принимал участие небезызвестный Стивенсон. На первых парах парк был представлен восемью паровозами и пятьюдесятью грузовыми вагонами, обладающими грузоподъемностью от 2-х до 5-ти тонн. Каждый из локомотивов имел свой название. Так, например, один назывался Кубинка, другой – Гавана, третий – Комиссия, а четвертый – Вильянуэва. Последний получил свое название в честь известного магната, который в свое время способствовал развитию железной дороги.