Съем офиса может показаться пустячным вопросом. Однако неудачный выбор может существенно подпортить работу организации и даже стать фактором ее краха.
Это низкая продуктивность, неудобная логистика персонала, проблемы с бюджетом из-за несоответствия ожиданиям связанной с помещением статьи операционных расходов.
Юридическая сторона вопроса
Разумеется, необходимо крайне внимательно и щепетильно рассмотреть договор. Чем более детально оговорено обязанности каждой стороны в различных ситуациях, тем лучше.
Какие действия вы вправе предпринимать без согласования с арендодателем?
Условия расторжения аренды.
Срок действия договора, по истечении которого вас формально вправе выпроводить.
Здесь больше про аренду подскажет юрист, полезно показать контракт ему. Стоит проверить бумаги на помещение — действительно ли арендодатель имеет право его сдавать, подходит ли оно технически для эксплуатации в нужном вам формате. Обратите внимание на юридический статус лица, сдающего помещение, и соблюдение налоговых нюансов.
Бюджет
Подобрать привлекательную ставку мало. Финансы главным образом тоже связаны с договором. Рассмотрите структуру арендной платы.
Включены ли эксплуатационные расходы, пользование общими помещениями?
Как оплачиваются коммунальные расходы? Проверьте, по какому принципу они будут делиться между организациями-соседками. Важно избежать ситуации, в которой другой арендатор в силу характера деятельности фактически тратит гораздо больше вас, а платите вы на равных.
Арендодатель имеет право с определенной регулярностью повышать ставку, а арендатор защищает себя, выбирая того, в чьем договоре размеры повышения лимитированы. Выгодно предпочесть договор, допускающий использование задатка в счет последнего взноса или некоторых расходов.
Нередко удешевить аренду получается за счет торга.
Локация
Имеет значение:
- расположение и транспортная доступность;
- благоустроенность, инфраструктура, в том числе наличие парковочных мест для машин сотрудников или клиентов;
- класс офиса;
- планировка и удобства:
- площадь. Габариты пространства на человека зафиксированы в нормативных документах (зависят от используемой техники, условий работы). Но для нормального функционирования офиса места понадобится гораздо больше. Если у вас нет четкого курса на сокращение штата, то рекомендуется закладывать небольшой запас на случай найма новых специалистов.