Анекдот: Один начальник спрашивает у другого:
— Слушай, поделись секретом, почему сотрудники твоей компании никогда не опаздывают?
— Понимаешь, у меня в штате 50 человек, а парковочных мест всего 40.
Вам знакома ситуация, когда опаздывает сотрудник, который должен провести переговоры или обслужить важного клиента компании? Конечно, знакома! И эта ситуация – не исключение, ведь проблема с опозданиями актуальна во многих организациях.
Давайте разберемся, почему работники опаздывают и как решить эту проблему.
Как отучить сотрудников опаздывать
В большинстве случаев причина опозданий банальна и неоригинальна – «проспал», «застрял в пробке», «отводил ребенка в садик». Женский коллектив обычно «забывает» выключить утюг или плиту. Постоянные опоздания заставляют ваших подчиненных придумывать все более оригинальные истории, однако трудовая дисциплина при этом продолжает хромать. Что же делать и как поступать с провинившимися?
Пряником или кнутом
Наказывать или нет – это дело ваше. Но бороться с опозданиями нужно обязательно. Нельзя бесконечно прощать нарушителей, выслушивая их бесконечные оправдания. Ведь такое безответственное отношение к рабочему графику будет восприниматься вашими сотрудниками, как должное. И даже самые дисциплинированные работники, в конце концов, тоже начнут игнорировать правила и приходить на работу тогда, когда им заблагорассудится. Результат – низкая производительность труда и постоянное нарушение дисциплины.
Казнить, нельзя помиловать
Многие считают, что эффективное управление людьми невозможно без наказаний. «Кнут» запоминается гораздо лучше, чем «пряник», это правда. Можно лишить провинившихся премии, вычесть часть денег из заработной платы. Скорее всего, это подействует – опоздания прекратятся. Но не забывайте о том, что ваши подопечные будут исполнять только тот объем работы, за который вы им платите. Но если вдруг понадобится поработать сверхурочно и сверхпланово, никто добровольно на такой подвиг не согласится. В итоге – «боевой дух» у сотрудников падает, мотивации нет, текучесть кадров повышается.
Как отучить сотрудников опаздывать
Примеры негативной мотивации встречаются довольно часто – практически на каждом предприятии существует определенная система штрафов и взысканий. Но, по статистике, эффект от «наказания рублем» появляется только в 20% случаев, а в остальных 80% не приносит должного результата. В то же самое время, система поощрения и вознаграждения улучшает показатели эффективности работы персонала в 95% случаев.
Как найти «золотую середину» — творческий подход
На практике, чаще всего, руководство прибегает к крайностям — либо все запретить, либо все позволить! В первом случае вы станете для своего коллектива этаким злым Карабасом-Барабасом, во втором же – вам просто сядут на голову. Поэтому в решении этой проблемы нужно искать действенные методы, при этом ни с пряниками не переборщить, ни с кнутом.
Как отучить сотрудников опаздывать
Прежде всего, тема опозданий должна быть вынесена на обсуждение всего коллектива. Обсудите с вашими подчиненными истинные причины опозданий, проведите анализ последствий. Не стоит накалять обстановку. Попробуйте подойти к проблеме творчески, включите в ее решение элемент игры.
Проведите опрос ваших сотрудников на тему: «Что вы согласны сделать, если опоздаете опять?» Варианты могут быть, например, такими:
Вложить определенную денежную сумму в «штрафную копилку» для опоздавших работников;
Заменить курьера в час-пик;
Работать дольше на 1 час;
Взять на себя контроль наличия в офисе запасов кофе и чая, заказ обедов;
Выполнить общественную работу (протереть пыль, полить цветы и т.д.)
Составляя вопросы, проявите фантазию, предложите вашим подчиненным внести свой вариант ответа. Проанализируйте ответы вместе со своим персоналом, найдите компромисс в решении проблемы. К такому подходу сотрудники отнесутся с пониманием, лояльно и уважительно. В то же время, вы не станете в их глазах жадиной и эксплуататором, пытающимся заработать за счет провинившихся. Все честно и справедливо, никто не в обиде.
Как отучить сотрудников опаздывать
Вместе с коллективом решите, как распределить деньги из «штрафного» фонда и на какие цели можно их с пользой потратить. Вариантов множество – коллективный поход в кино или театр, экскурсионная поездка, и т.д. Можно купить различные призы и подарки для будущих корпоративных праздников.
В любом случае, ключ к решению данной проблемы можно найти, не прибегая к крайним мерам, а исключительно с помощью психологического воздействия и мотивации.
И всегда помните — чем больше внимания вы будете уделять своему коллективу, вкладывая в своих подчиненных душу и вникая в их проблемы, тем более лояльными и дисциплинированными они будут в будущем, а такая проблема как опоздания, исчезнет раз и навсегда.