Рельсы нужны и для железнодорожных путей, и для трамвая. Раньше на железных дорогах применяли деревянные материалы.
В наше время используют железобетон.
Преимущества железобетона перед деревом
Современный завод по производству железобетонных шпал – это предприятие, которое постоянно развивается, применяя новые технологии. У него сбалансированная инфраструктура и вспомогательные подразделения.
На всех путях, даже если они автономные и предназначены для дизельного или электрического поезда, которые питаются от электрической сети, рельсы устанавливаются на железные шпалы. Они изолируются друг от друга и даже от грунта рядом, оберегая от коррозии и разрушения.
Деревянные шпалы, чтобы они дольше служили, пропитывают химическими средствами. Это опасно для здоровья. На конструкцию вредное воздействие оказывала вода. Она уменьшала сопротивление между рельсами и землей. Чтобы вода меньше разрушала пути, делали отводы для воды.
Когда шпалы стали изготавливать из железобетона, необходимость в просушке и пропитывании шпал отпала. Бетон не боится вредного воздействия окружающей среды, устойчив к разрушениям, поэтому он стал широко применяться и заменил деревянный материал. Из-за того, что шпалы стали делать из другого материала, изменилось и крепление к шпалам рельс. Для этого во всем мире придумали разные решения.
Во всех видах модификаций ввели дополнительные прокладки на рельсы, чтобы они гасили колебания, передающиеся шпалам от нижней плоскости рельсов. Эти материалы не только обладают высокой механической прочностью, но и являются электроизоляцией между рельсом и шпалой.
Чтобы система управления движением по рельсам работала правильно, необходимо соблюдать условие динамической устойчивости электричества (продольного сопротивления) и предусмотреть чувствительность к условиям погоды. С железобетонными изделиями добиться этого легче. Поэтому железобетонные шпалы стали повсеместно применяться при строительстве железных дорог.
Требования к железобетонным шпалам
Шпалы по размеру и форме должны соответствовать утвержденному чертежу. Отклонения возможны только в пределах допустимых значений. Толщина бетона от поверхности шпалы сверху до рабочей арматуры должна быть не меньше 25 мм, а от нижней части – не меньше 30 мм.
На железобетонных шпалах не должно быть трещин и наплывов. Шпалы по качеству делятся на первый и второй сорт. Второй сорт изделий используют только на путях с меньшим движением или внутри промышленного предприятия.