Отсюда и возникшие нежелательные перемещения семей в районы вахт, нарушения запланированных режимов жизни в вахтенных поселках и перерождение их в неблагоустроенные поселки, лишенные необходимых для семейного проживания удобств, как это произошло на севере Тюменской области. С проблемой нежелательного физиологического воздействия в результате частой смены часовых и климатических поясов первыми столкнулись экипажи пассажирских самолетов на дальних рейсах. Путем соответствующего выбора режима работы и месячного фонда рабочего времени были найдены оптимальные решения. Такие же решения нужны и для вахтенных поселков. Слабая связь поселков между собой привела к перерождению ряда вахтенных поселков в постоянные городские с населением до 20 тыс. человек. Вместе с тем максимальный срок жизни нефтяного месторождения — 30-40 лет, затем город утрачивает градообразующую базу и градостроительную основу. Определение народнохозяйственного оптимума для изолированного города на Севере теряет смысл; показателем эффективности общественного производства становится структура занятости. Эти обстоятельства потребовали критически проанализировать складывающуюся градостроительную практику в районах нового освоения. Частичный анализ опыта Братского ТПК, изучение первичного опыта создания населенных мест вдоль трассы БАМа дает основания для формулирования ряда следующих специфических особенностей формирования системы расселения в районах пионерного освоения, в частности в Восточной Сибири. Сложность природно-климатических условий, практически экономическая нетронутость многих территорий создают трудности с научной подготовкой освоения, обусловливая ее неполноту, фрагментарность знаний для строительства всех ТПК, в том числе и Братского.